[You don't have to think no more, baby, I got the cure] [Ничто нечеловеческое не чуждо]
Ежедневно с 25 июня по 4 июля - карильонные концерты

500-летию карильона посвящается

Концерты проходят каждый вечер в Петропавловской крепости на Соборной площади (перед Петропавловским собором), где специально поставлены скамейки для слушателей.
Начало в 19-00. По субботам - в 21-00.
ВХОД СВОБОДНЫЙ.

Вы услышите и увидите Йо Хаазена, директора бельгийской Королевской школы карильона в г. Мехелене/Малине по-французски (именно от названия этого города мастеров-колокольщиков произошло выражение "малиновый звон"), а также его лучших учеников. Выступления на карильоне и на русской звоннице Петропавловского собора.

*Карильон - это музыкальный инструмент, состоящий из набора колоколов (числом не менее 23-х), настроенных по хроматическому ряду в диапазоне от двух до шести октав. Современный инструмент в какой-то мере можно сравнить с органом: музыкант сидит в специальной кабине за столом с педалями и двойным рядом клавиш в виде рукояток. Карильонер играет, ударяя кулаками по клавиатуре или ногами по педалям.
Карильон скорее не церковный, а светский инструмент. На нем "можно исполнять разные мелодии: оригинальную музыку барокко, романтическую музыку XIX века и современные ритмы, музыку XX века, даже фольклорные мотивы" (Йо Хаазен, директор Королевской школы карильона в Мехелене, Бельгия). Большое распространение карильон получил в Западной Европе и Северной Америке. С 1978 года существует Всемирная карильонная федерация.



@темы: События

Комментарии
26.06.2010 в 01:50

С этим ребенком будьте поласковей. Вы имеете дело с чувствительным, легко ранимым и крайне возбудимым гаденышем!
Ой, ура! Спасибо большое, не видела афиш в городе!
26.06.2010 в 02:16

[You don't have to think no more, baby, I got the cure] [Ничто нечеловеческое не чуждо]
К сожалению, карильонщики в этот раз не смогли сделать афиши или разместить рекламу по городу =(
26.06.2010 в 08:30

Why does everyone except me find it so easy to be nice?
Спасибо!
26.06.2010 в 11:25

Но мне порой бывает странно, что жизнь проходит безоглядно,// Что след оставить так непросто на земле и в душе. (с)
Спасибо за информацию!
26.06.2010 в 12:03

И так, карильону 500 лет. За это время он вырос из скромного набора нескольких колокольчиков в огромную башню со звонами, управляемыми несколькими клавиатурами. Клавиатуры эти как будто сделаны для великана - на огромных клавишах обычно играют ударами кулаков (хотя некоторые карильонеры умудряются и пальцами). Производство же колоколов, настроенных в тон равномерно-темперированного строя стало целой индустрией, держащейся на передовых научных разработках (чего стоит огромный токарный станок для обточки колоколов, активно использовавшийся уже в XVII веке). Человек, впервые идущий на карильонный концерт, предвкушает что-то трансцендентное: даже один удар колокола необычайно силён в своей властной красоте, а уж если эту красоту соединить с совершенством произведений класической музыки... Но на практике получается немного иначе. Во-первых на карильоне исполняются далеко не все произведения классической музыки, а только "те что попроще". Тут и близко не лежала виртуозность фортепианной школы XIX века, изысканная мелизматика (трели, форшлаги, морденты и прочие украшения) барочного органа, не говоря уже о тончайшем вкусе, требубщемся для исполнения Моцарта или Шуберта. Во-вторых в карильоне нет механизма, который глушил бы колокола если отпустить клавишу - так что звучит всё как фортепиано с поднятой педалью, и мелодия в итоге превращается в этакое расплывчатой пятно, в котором сливаются все её звуки.
26.06.2010 в 13:09

Не будите во мне зверя, он и так не высыпается
Хаазен дядька прикольный, категорически рекомендую, да и сам схожу.
26.06.2010 в 13:41

В-третьих, не смотря на все технологии обточки, звучат колокола с ощутимой фальшью. Таков и карильон Петропавловского собора, и по отзывам моих знакомых музыкантов, бывавших на родине карильона (в Голландии), там они звучат точно так же.
И в-четвёртых удивительным образом, знакомые с музыкальной школы гармонии, будучи взяты на карильоне, звучат "как-то не так" (особенно в случае с большими колоколами). Дело тут в особенной акустической природе колокола, который при ударе издаёт не одну ноту, но целый аккорд, слитый в единый тембр (в голландских колоколах это, как правило, минорное трезвучие)... В чем же причина такого расхождения теоретических представлений и музыкальной практики? Почему русские колокольные звоны своими звуками зачастую переносят нас в Царство Божие, в то время как карильон скорее производит впечатление стометровой музыкальной шкатулки?
С давних пор европейцы верят, что мир строится по неким простейшим законам, подобным формулам ньютоновской механики или эвклидовой геометрии. И если что-то им не соответсвует то надо это усовершенствовать. Так садовники научились придавать кронам деревьев правильные геометрические формы - и появилься Версальский парк. Но есть и обратная сторона этой идеи. Так в судовом журнале Кука отмечается, что когда его экспедиция прибывала на неизвестный остров, они всегда старались высадить на него несколько коз и свиней - чтобы хоть как-то облагородить варварскую безобразность этого Богом забытого места. В итоге через несколько лет на этих островах вымирало по паре-тройке уникальных видов-эндемиков, не выдержавших конкуренции со свиньями, а часто и с корабельными крысами. Не избежали такого облагораживания и колокола.
Изначально каждый колокол имеет свой уникальный голос, свой собственный аккорд обертонов, и невозможно отлить два колокола с одинаковым звуком. Каков же совершенный аккорд? Европейская музыка даст вам одинозначный ответ - трезвучие. А значит и колокол должен звучать как трезвучие, а все октавные повторения тонов должны быть точно состроены. И вот благодаря технологиям обточки все вропейские колокола звучат примерно одинаково, и - безлично. В то же время в русском звоне каждый колокол индивидуален и узнаваем, он не просто один стандартный тон звукоряда, но - звучащая личность. Причудливые обертоновые гармонии русских колоколов, будучи взяты на фортепиано, дают во многих случаях резкий диссонанс. Но когда эти же ноты сливаются воедино в колокольном тембре, дисонанс смягчается, фальшь пропадает и остаётся только небывалое богатство звука, насыщенное, эмоциональное, образное. А вот трезвучие, которое в западной теории музыки считается эталоном чистоты, в колокольной темброгармонии поворачивается к нам обратной стороной и оказывается откровенно скучным, пресным и неокрашенным.
Одним словом, каждый, кто слышал карильон, согласится, что как инструмент для исполнения классической музыки он в значительной мере отстаёт от своих прямых "конкутентов", таких как орган или фортепиано. С другой же стороны, те, кому посчастливилось слышать русские звоны (особенно звоны Псково-Печерского монастыря), согласятся, что карильон в сравнении с ними весьма слабо раскрывает богатство звучащего колокола. Причиной тому видится европейский рационализм, заглушающий голос интуиции, кричащей о том, что музыка колоколов должна строиться по иным законам, нежели полифонические произведения Палестрины или сонаты Бетховена.
26.06.2010 в 14:36

[You don't have to think no more, baby, I got the cure] [Ничто нечеловеческое не чуждо]
Teoretik
а карильоне исполняются далеко не все произведения классической музыки, а только "те что попроще".

Йо Хаазен недавно исполнил "Половецкие пляски" Бородина. Правда, это было спонтанно для небольшой делегации, посещавшей колокольню собора. Это было нечто! =)))
26.06.2010 в 15:08

ну Йо Зайцев это Наше Всё. Ваще всё что мну написало выше ето бабушка еще на двое сказала
26.06.2010 в 15:43

[You don't have to think no more, baby, I got the cure] [Ничто нечеловеческое не чуждо]
Появилась страничка вконтакте vkontakte.ru/events.php?act=s&gid=18576095